ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития
средствами культурно-досуговой деятельности
«Ты не один!»
Сроки реализации: 2016/ 2017-2017/2018 учебные годы
Обоснование актуальности проекта
Проблема социализации детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениямиразвития(далее ТМНР)и интеграции их в общество на современном этапе социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого ребёнка, направлений развития его индивидуальности, формирование личностных качеств – это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе.
Это создаёт предпосылки для иного подхода к выбору форм и средств развития таких детей, основанных на процессе непосредственного включения детей с ТМНРво взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания связей с разными социальными группами и т.д.
Эти дети располагают определенными потенциальными возможностями для приобретения навыков независимости, активности и коммуникации. Большое значение в социализации имеет социокультурная деятельность детей с ТМНР. Это деятельность, которая помогает ребенку устанавливать социальные связи, выявлять и развивать его творческие способности, достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетентности и удовлетворения культурно-досуговых потребностей.
Актуальной остается задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ТМНР. Ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к таким детям не только общества в целом, но и самих детей-инвалидов и их семей. Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ТМНР в целом.
Главная проблема ребенка-инвалида заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Так же отмечается проблема «особого» отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. В связи с этим существует необходимость формирования толерантности и уважительного отношения к детям с особыми потребностями.
Основная идея проекта: включение детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития в общество с помощью доступных им методов общения, что будет способствовать успешной социализации, развитию коммуникативных навыков как в семье, так и с другими членами сообщества, даст им уверенность в собственных силах.
Цель проекта: организация досугачерез активные формы работы, содействующие социализации детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития и их ближайшего окружения. Формирование у окружающих толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития.
Задачи:
- формирование навыков общения у сверстников и взрослых с детьми – инвалидами;
- вовлечение детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развитияс учетом медицинских показаний в позитивную творческую деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
- расширение границ взаимодействия детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развитияс окружающей социокультурной средой;
- оказание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития;
- преодоление социальной изоляции детей с ТМНР, способствование воспитанию толерантности и эмпатии к детям-инвалидам в обществе.
Теоретическое обоснование
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ТМНР является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем.
Для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) важным является формирование навыков взаимодействия в обществе, более активное способствование социализации детей с ТМНР, развитие у ребёнка с особенностями возможных и социально приемлемых форм общения. Наблюдения показали, что недостаточный опыт взаимодействия с социумом отрицательно влияет как на общее, так и на психическое развитие детей с ТМНР.
Социокультурная деятельность является одним из этапов интеграции в обществе. Эта деятельность очень полезна для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ТМНР она даёт возможность развиваться, а здоровые дети и взрослые получают опыт и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Данный проектпоможет преодолеть трудности во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ТМНР получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.
В основе разработки проекта лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к детям-инвалидам.