Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Круглый стол "Толерантность. Имеет ли она границы?"

Дата: 18 июня 2018 в 12:54, Обновлено 18 июня 2018 в 15:09

Круглый стол «Толерантность.

Имеет ли она границы?»

с учащимися учреждений образования

Цель и задачи

Цель: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи: воспитательные, развивающие и обучающие.

Воспитательные:

1.  Формирование толерантных установок по отношению к разным людям, в первую очередь, к ближайшему социальному окружению;

2.  Формирование основ позитивного взаимодействия детей между собой и эмоциональной отзывчивости.

Развивающие:

3.  Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4.  Развитие творческого потенциала детей.

Обучающие:

5.  Знакомство детей с понятием «толерантность»; с историческим  аспектом толерантности в мире;

6. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

Структура

 Состоит из разноплановых упражнений, которые направлены на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы, самовыражение, расширение их возможностей установления контакта в ситуациях общения.

  Состоит из трех частей: разминка, основная часть и рефлексия. Разминка включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. 

Основное содержание  включает в себя  игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. 

В конце  выделяется время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, обсудить свое настроение. 

Возраст участников:   13-15 лет.

Продолжительность : 45-60 минут.

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Содержание

Вступление

Время: 3 минуты

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычная встреча. Вы сегодня в гостях в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. (Кто знает о центре что-нибудь? Кто здесь обучается? Какие это дети?) Здесь воспитываются и обучаются особенные дети, дети с особенностями психофизического развития. (Может у кого-то знаком с такими детьми?).

Забегая наперед, хочу сказать, что вас мы пригласили сюда не случайно. Перед вами будет стоять миссия – все, о чем вы сегодня узнаете, услышите, увидите, вы должны будете рассказать в своих классах, школах. Поделиться с одноклассниками впечатлениями и чувствами.

Наш круглый стол  называется - «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – имеет ли она границы?».  В  ходе занятия  мы поговорим о том, что такое толерантность, обсудим признаки и проблемы толерантности.

Этапы :

  1. Игровой
  2. Теоретический
  3. Творческий
  4. Рефлексия

ЭТАП 1

Упражнение 1. «Слушай и делай»

Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 1  минута.

Инструкция:  Для того, чтобы начать наше занятие, я хочу вам предложить  разминку, игра «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.

  • «Хлопните в ладоши, кто сегодня  умывался»
  • «Помашите рукой  все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
  • «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
  • «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
  • «Топните те, кто пришел в школу пешком»
  • «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
  • «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
  • «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
  • «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»

Упражнение  2. «Снежный ком» 

Цель: знакомство участников группы, создание дружественной атмосферы.

Время: 3 минуты.

Стоя в кругу, каждый участник называет свое имя и прилагательное, начинающееся на первую букву имени ( например: Маша-милая, Наташа –настойчивая и т. д) соседу, стоящему с правой стороны. Повторяя имя предыдущего участника, подросток называет свое по предложенному алгоритму. Когда очередь доходит до первого участника, он повторяет имена всех стоящих в кругу. (У каждого участника есть бейдж).
 

Упражнение 3. «Затейник»

Цель: создание непринуждённой атмосферы; снижение тревожности, связанной с межличностным общением; снятие напряжения.

Время: 5 - 7 минут.

Играющие сидят или стоят в кругу. Выбирается водящий, он выходит Отворачивается и закрывает глаза). В его отсутствие выбирается «затейник». Все хлопают в ладоши – водящий возвращается. Он становится в центре круга. Его задача – отыскать «затейника». Все хлопают в ладоши, пока «затейник», улучив момент, не покажет новое движение. Все начинают его повторять. Потом опять «затейник» меняет движение. Водящий не стоит на месте, а поворачивается. Следить за сменой движений нужно незаметно, иначе водящему будет легко найти «затейника». Когда водящий определяет «затейника», тот становится водящим и игра повторяется.

ЭТАП 2

«Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вступительное слово о толерантности.

Цель:  введение в проблему

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от доминирования. Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

1.     Сотрудничество, партнерство.

2.     Готовность мириться с мнением другого человека.

3.     Уважение чувства человеческого достоинства.

4.     Уважение прав других.

5.     Принятие другого таким, какой он есть.

6.     Способность поставить себя на место другого.

7.     Уважение права быть другим.

8.     Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

9.     Признание равенства других.

10.                       Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11.                       Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  • уважение культурной самобытности и языков других наций;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;
  • отсутствие чувства солидарности;
  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия.

Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях   между людьми? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

·         оскорбления, насмешки;

·         игнорирование (отказ в беседе, в признании);

·          негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

·         преследования, запугивания, угрозы;

·         дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);

·          расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

·          национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

·          фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

·         осквернение религиозных или культурных символов;

·          религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

·          изгнание (официальное или насильственное);

·          репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Толерантное отношение к людям

с особенностями физического и психического здоровья.

Кто эти люди? (слабовидящие и слепые, глухие или слабослышащие, с особенностями умственного развития, с явными признаками физического несовершенства и др.)

По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%  и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них – инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

Упражнение 4.  «Попробуй-ка»

Участники делятся на 3 группы. 1 –  завязываются глаза, 2 – связываются руки за спиной, 3 – привязываются к стулу. Задание – скушать яблоко, лежащее на тарелке в другом конце зала. Обсудить упражнение: с какими трудностями столкнулись участники при выполнении задания, что почувствовали?

Упражнение 5. «Чем мы похожи»

Задача: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Время: 3 минуты.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Вывод – все мы разные, но что-то каждого из нас объединяет, и мы – вместе!

Просмотр фильма о толерантности.

Время:15 минут.

Обсуждение фильма.

ЭТАП 3

Упражнение 6.  «Мы вместе!»

Время: 10 минут.

Экскурсия в группу к детям, воспитанникам центра. Совместная аппликация – коллаж «Мы вместе!»

Детям, участникам тренинга, предлагаются заготовки человечков. На каждом из которых дети должны написать пожелания для детей центра и вручить им. В свою очередь, дети – воспитанники центра, с помощью воспитателя и  участников тренинга должны приклеить человечков на стенд.

ЭТАП 4

Упражнение 7. Рефлексия

Цель: завершение  работы с определениями толерантности,  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.     
Необходимое время: 2  минуты.

Инструкция:  «Ведущий бросает мяч и тот, кому попал мяч,  продолжают незавершенную фразу»

  • На занятии мне понравилось…
  • Я считаю полезным…
  • Я буду вспоминать…
  • Мне очень понравилось…
  • У меня вызвало затруднение…
  • На занятии я  узнал новое…
  • Я буду применять  в своей жизни…

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.