Агрессия у детей. Причины и виды детской агрессии, методы коррекции и профилактики
Поощрение и наказание в процессе воспитания
Консультация для родителей
Тема поощрения и наказания очень неоднозначна и таит в себе много тонкостей. Возникают разные вопросы: стоит ли наказывать ребенка и как? Или нужно только хвалить и поощрять добрые поступки? А может быть система поощрений и наказаний вообще не нужна?
1) Пожалуй, самое важное в поощрениях и наказаниях - это их системность. Ребенку важно понимать, почему с Вашей стороны следует то или иное действие, что послужило его причиной. Поэтому одни и те же поступки ребенка, если они были так или иначе оценены Вами однажды, должны быть оценены ровно таким же образом и в последующем. В корне неверным будет, если сегодня за свое поведение ребенок будет лишен игрушек и удовольствий, а завтра это же поведение не будет вообще отмечено как что-либо неправильное или, что еще хуже, вызовет у родителя умиление или положительные отклики. Это размывает границы дозволенного/недозволенного, что в свою очередь негативным образом сказывается на формировании собственных границ и внутренних правил ребенка. Поэтому нужно отслеживать и пресекать подобные ситуации, стараясь быть максимально последовательным и четким в своих требованиях к ребенку. Важно понимать, что рамки и границы касаются не только запретов, но и вседозволенности: она несет в себе негативные для развития ребенка последствия, так же, как и жесткие, тиранические запреты.
2) Все-таки важно следить и за тем, чтобы поощрений все же было больше, чем наказаний. Не забывайте, что положительная поддержка делает каждого человека лучше, внутренне красивей, уверенней в собственных силах. Научитесь отмечать каждую, пусть и не большую, но все же, победу. Тогда будет легче не только ребенку, но и Вам. Тем не менее, хвалить без остановки ребенка не стоит, похвала, как и порицание, должны быть уместными, поскольку чрезмерное их использование приведет к тому, что оба эти способа потеряют для Вашего ребенка всякое значение.
3) Внимательно стоит относиться к тому, каким именно способом Вы поощряете или наказываете своего ребенка. Бесспорно, в качестве поощрения могут быть использованы и материальные ценности, но прибегать к этому способу часто я бы не рекомендовала. Все же гораздо лучше, если наибольшей ценностью для ребенка станет Ваше словесное поощрение его действий, Ваше одобрение и радость за него. Что же касается наказаний, то, на мой взгляд, они должны быть использованы не слишком часто, в словесной форме, или же в форме лишения (не сделаешь – не будешь смотреть мультфильм). И снова помните про системность – обещание наказать или поощрить должно быть осуществлено, поскольку в следующий раз ребенок попросту не поверит Вам! Использование же в качестве воспитательной (или какой-либо иной) меры физической силы зачастую хотя и может принести краткосрочный желаемый результат, тем не менее, влечет за собой множество пагубных для ребенка последствий (например, ребенок станет замкнутым, повысится тревожность, либо это наоборот приведет к высокому уровню агрессии и стереотипу, что всего стоит добиваться силой). Поэтому, я рекомендую воздерживаться от использования физической силы при воспитании ребенка для сохранения душевного равновесия ребенка и самого себя.
4) Помните также о том, что каждое действие может быть кардинально противоположным образом оценено в разных ситуациях. Например, есть притча о мальчике, которого закидали камнями и за то, что он потушил огонь (на котором охотники хотели приготовить себе пищу), и за то, что потом не потушил его (когда уже горел дом). В каждом случае необходимо разбирать с ребенком сложившуюся ситуацию, и объяснять ему, почему в, казалось бы, одинаковых ситуациях его поступок был расценен по-разному. Такие объяснения, совместные разборы могут в последующем помочь ребенку сделать правильный выбор между возможными вариантами разрешения ситуации.
5) Выбор модели воспитания, в том числе с преобладанием закрепления положительных поступков и действий или наказания за проступки, во многом идет из детства каждого родителя. И чаще всего этот выбор делается либо вслед за детским опытом («меня так воспитывали, и я считаю этот метод весьма действенным»), либо вопреки ему («я ни за что не повторю ошибок своих родителей»). И в этом смысле, каждому родителю важно понять, что движет им, и насколько данный выбор адекватен жизненным ситуациям. Поскольку часто, следуя за своим детским опытом, мы не прислушиваемся к тому, что подсказывают нам наши чувства и ощущения. А ведь именно они наши главные помощники в выборе методов и средств воспитания детей.
Но самый главный совет, который я могу дать всем родителям без исключения – слушайте себя, внимательно анализируйте свои чувства и переживания, прежде чем предпринимать любые действия в отношении ребенка, в том числе поощрять или наказывать его. Не забывайте и о том, что Ваш ребенок – отдельная личность, не переставайте слушать его, относиться к нему с уважением, принимая его достоинства и недостатки. У каждого из нас есть вредные привычки и черты характера, которые могут раздражать или приносить дискомфорт другим людям. Тем не менее, лишь уважением, аргументированным общением и искренней любовью можно добиться положительных изменений в человеке, не причинив ему вреда.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приёмов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т. е. «куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для детского сада или школы. Редко используется психологическая форма, т. е. такие особенности взаимодействия и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребёнку, сопереживание ему, поддержка, вера и т. д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах – гнев).
Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь – не попадусь».
Использование психологической формы воздействия формирует совесть. Как внутренний механизм контроля поведения.
ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ
По своему действию похвала похожа на наркотик, т. е., привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
- Не хвалить ребёнка за то, что достигнуто ребёнком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
- Не хвалить больше двух раз за одно и то же;
- Не хвалить из жалости;
- Не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОРМЕ ПОХВАЛЫ
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих.
Дети с обоснованным комплексом «сверхполноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут. Но и не расцветут.
Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценка. Им похвала в принципе вредна. Но без неё они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребёнку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
ТИПЫ ПОХВАЛЫ
«Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьёзно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, либо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
«Аванс». Это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы «аванса»:
утверждать, что ребёнок что-то делает лучше, независимо от реальности;
одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя «аванс» как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребёнка в заблуждение.
«Подъёмная « похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребёнку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновение на новые подвиги.
«Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т. е. попросить помощи, совета и т. п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребёнке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребёнка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребёнка кризисное состояние.
НАКАЗАНИЕ
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребёнку и, одновременно, даёт ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания.
- вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
- лишение поощрений и привилегий;
- осуждение поведения.
- Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу!
Правила наказания
Наказывая, подумай: зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывай! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая/ый и мягкая/ий.
За один раз можно наказать только за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
Запоздало не наказывать – за давностью всё списывается.
Наказан – значит прощён; страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребёнка.
Ребёнок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребёнка, а так же не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка
Как помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не только в том, чтобы научить ребенка контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что ребенок способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой ребенок не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок.
Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.
Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя.
Важно, чтобы при оценке поступков ребенка и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Ребенок легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и выражать в словах.
Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?».
Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Он должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных переживаний.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
( можно выполнять их вместе с ребенком)
· Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
· Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
· Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом,
существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями
· Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
· Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
· Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
· Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Адаптация детей к школе после летних каникул
</header>5 ПРОБЛЕМ, ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ШКОЛУ ПОСЛЕ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЗА 10 ДНЕЙ ДО 1 СЕНТЯБРЯ.
ПРОБЛЕМА №1. Режим, а точнее его отсутствие.
За время летних каникул дети привыкли к отсутствию графика, они ложатся спать ночью, просыпаются в обед. Им тяжело перестроиться на новый график и поэтому первые недели в школе они испытывают сильный стресс: они не высыпаются, могут даже спать на уроках, невнимательны.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: Составляем режим дня, приближенный к школьному, и придерживаемся его:
- 7ч- 8.00 -подъем, зарядка, умывание завтрак
- 11.00-13.00ч. ( самое лучшее время для активной работы мозга)— интеллектуальные занятия, или играем в игры по эйдетике , или повторяем школьный материал
Игры на свежем воздухе - 14.00ч.-15.00ч.. обед,отдых, чтение книг
- 16.00ч. Полдник.Игры на свежем воздухе..
- 19.00ч. Ужин. Спокойные игры вместе всей семьей ( игр здесь тоже всевозможное количество и «ДОМИНО», И «ЭРУДИТ», И « МОРСКОЙ БОЙ», И «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ», «ИГРА В СЛОВА», и т.д.
- 21.00 Отбой. Но перед сном , желательно, уже когда ребенок в кровати-поговорить с ним по душам, почитать ему сказку… или поговорить о чем-то секретном…создать благоприятную и доброжелательную атмосферу перед сном.
ПОМНИТЕ! Если Вы хотите приучить ребенка к режиму, то сами должны вставать, завтракать , обедать , ужинать и ложится спать в одно и тоже время и по режиму.
Как это сделать?
- Нужно постепенно перевести ребенка на режим дня близкий к школьному, но не резко. В течении 10 дней старайтесь , чтобы Ваш ребенок ложился спать на пол часа раньше, чем обычно постепенно приближаясь к цифре 9:00. А поднимался на пол -часа раньше приближаясь к финальной цифре 7:00. Ребенок должен спать 9-10 часов.
- Не заставляйте ребенка сразу вскакивать с кровати. В первые дни, когда для ребенка особенно непривычно вставать даже на пол- часа раньше, облегчите ему задачу разрешив пол- часа повалятся в постели, главное, чтобы ребенок проснулся. А уже через несколько дней ребенок сам будет вскакивать с кровати в определенное время.
- В течении 10 дней до школы приучите ребенка к режиму приема пищи в определенное время. Например, завтракать он должен, через 40 минут после пробуждения. Постарайтесь в этот период готовить любимые блюда ребенка, также хорошо пробуждают аппетит блюда с приятными запахами, ну и конечно не забывайте о декоре. Если из грустной яичницы сделать веселого человечка, то у ребенка появится желание его съесть.
- Перейдите сами на режим дня близкий к школьному, тогда Вам будет легче помочь ребенку адаптироватся к новому графику.
ПРОБЛЕМА №2 Отсутствие усидчивости.
В школе значительно повышается нагрузка на организм, нужно высидеть на одном месте целых 45 минут. Потребность в активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении. Из-за того, что летом дети ведут более активный образ жизни, резко высидеть 45 минут очень сложно.
ПУТИ РЕШЕНИЯ. Играем в игры.
- “ПАРНЫЕ КАРТИНКИ”- развивает и концентрацию , и зрительную, и фотографическую память: на стол выкладываются карточки – изображением вниз- у каждой карточки -есть аналогичная , такая же пара…по очереди участники игры переворачивают по 2 карточки и если карточки совпали по изображению -получают балл и делают еще 1 ход..побеждает тот, кто наберет большее количество баллов, т.е. соберет болшее количество парных, одинаковых картинок.
- «КОЛЛАЖ» – предлагаю ребенку коллаж из 12 картинок..за 40 секунд нужно запомнить все картинки ( это реально, соединив мысленно все картинки в одну цепочку, т.е. в одну историю)
- «ШТИРЛИЦ» -даю ребенку 1 секунду , глазами сфотографировать комнату, вывожу его за дверь и меняю положение 5 предметов ( можно надеть другую одежду, накинуть шарф, шаль, переставить магнитофон, убрать со стола вазу, т.д.) ребенок возвращается в комнату и отыскивает все 5 отличий, возвращая предметы на место..
- «ПОКОРМИ ПОРОСЕНКА» (для маленьких). Обклеить пластиковую бутылку розовой бумагой, покрасить ” крышечку-пятачок” красной или розовой акриловой краской, сделать из бумаги ушки и хвост, приклеить к туловищу, приклеить ножки-крышки, достать комбикорм – фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр. , и накормить поросенка ( закидывая комбикорм в горловинку бутылки). Когда свинюшка пообедает – закрутить ей пятачок до ужина). Потрясти поросенка – корм внутри него приятно гремит, значит свин сыт и доволен!
ПОМНИТЕ:
- Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится, это не принесет пользы. Лучше увлекайте его чем-то интересным.
- Постарайтесь увлекать постепенно. Например, в первый день пусть ребенок разукрашивает рисунок, не вставая с места в течении 15 минут, потом 10 минут перерыв, и опять сядьте с ним раскрашивать в течении 15 минут. На следующий день увеличьте время до 20 минут, и так пока не дойдете до 45 минут.
- Старайтесь, чтобы перерыв между неотрывным занятием в 10 минут был активным для ребенка, тогда ему будет легче переносить само занятие. Например, можно в перерыве включить музыку и потанцевать.
- Если ребенок отказывается разукрашивать, или лепить, всегда имейте замену этим занятиям. Например, он может помочь Вам создать карту желаний, сделать бусы из вермишели или скрепок, или сделать самодельные магниты на холодильник, как подарок для родственников.
ПРОБЛЕМА №3. Рука отвыкла от письма.
За лето существенно падает скорость письма, из-за этого ребенок может не успевать выполнять все задания на уроке. Кроме того рука первое время может просто болеть от усталости. Эти факторы так же усиливают нервное напряжение, физическую усталость, это может привести не только к не желанию учиться, но к нервным срывам (психосоматическим расстройствам).
ПУТИ РЕШЕНИЯ:
- Начинаем с пальчиковой гимнастики. Например: « Рыбки» или « Моя семья» 9 движения руками под стишок), или просто делаем массаж каждого пальчика…
- Игра «КОЛОДЕЦ»» – строим колодец из спичек: две спички выкладываем параллельно и говорим любое слово, другой человек –кладет перпендикулярно опять 2 паралл.спички и говорит второе слово, так по очереди выстраиваем колодец, сопровождая каждый шаг новым словом. Когда наберется 5-8 пар, начинаем колодец разбирать : снимаем 2 парал.спички и вспоминаем какое слово звучало в тот момент именно на этих спичках…И так до конца.
- Рисование 2 руками одновременно : разные геометрические .фигуры, либо цифры, если ребенок маленький-то симметричные рисунки, держа в левой и правой руках совершенно одинаковые ручки или карандаши…
- Игра «ТОЧКИ». Мама и ребенок -каждый на своем листе ставит по 20 точек и меняются листочками. Теперь при помощи линий и соединив точки , создают рисунок и разукраивают его…
- « ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ». Суть игры в том, что родитель играет с ребенком, показывает на пальцах фигуру, или движение руками, к примеру «окей» , либо «пис» , либо «щепотка» , ребенок ее повторяет и показывает свою фигуру, например «супер» , или «рок» , или «любовь» , или «пистолет» , тогда родитель должен повторить свою фигуру, фигуру ребенка и придумать еще одну, и так по цепочке. Эта игра не только развивает моторику, но и улучшает память. Использовать можно не более 10 движений, т.к. при возникновении сложности-ребенок быстро потеряет интерес…Можно усложнить эту игру-каждое движение сопровождать словом : например: окей—школа, дулька-праздник., и.тд. будет весело…А когда ребенок на всех играх убедится, что у него легко все получается и выходит даже лучше, чем у его родителей-то самооценка поднимается и страха перед школой уже не будет…он ведь уже убедился- ЧТО ОН САМЫЙ УМНЫЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- Пальчиковый твистер. Эту игру Вы можете нарисовать сами на листе А4 ( разноцветные кружочки по принципу обыкновенного Твистера). Кубики выберите подходящие для себя размера. ПРАВИЛА ИГРЫ Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет “танцевать” (выполнять разные движения) на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок (мама) бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно “танцевать” на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, “танцует” согласно, выпавшему на брошенных им кубиках. Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
- Также можно развивать моторику рук ребенка делая что-то полезное. Если у вас есть дача или приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.
ПРОБЛЕМА № 4 Падает уровень концентрации внимания.
ПУТИ РЕШЕНИЯ:
- Очень хорошая игра на концентрацию внимания: это назвать ребенку несколько слов, и попросить его составить из этих слов рассказ. Например: Лес, белка, орехи, солнце, шишки, трава, дерево. Составляем рассказ. ( К примеру: Был очень солнечный день и светило солнце. В одном очень красивом лесу жила белка, которая очень любила орехи. Каждый день, она спускалась с дерева и в траве искала шишки. ) Повтори,какие слова звучали в самом начале игры?
- «НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ» .
- «НАЙДИ ПАРУ» Нужно найти пары предмеов, которые взаимосвязаны.
- « СПИЧКИ» . Родитель бросает ребенку россыпью на стол спички ( в количестве-до 5 штук) , ребенок концентрируется в течении 5 секунд, фотографирует зрительно ,отворачивается и рисует , припоминая и не подглядывая-как упали спички и сколько их было.
ПРОБЛЕМА №5 Страх наказания.
- Не стоит требовать от ребенка невозможного. Если не дается ему математика, ну и пусть, зато у него большие достижения в письме.
- Не стоит требовать от ребенка быть организованным, если вы сами не организованы. Если вы опаздываете, не придерживаетесь графика, вы все делаете не вовремя и с неохотой, точно так же будет делать и ваш ребенок.
- Если вы раздражаетесь от того, что вам надо заниматься с ребенком уроками, то и ребенка уроки будут раздражать, и он будет все делать с неохотой.
- Ваша задача не скомандовать «делай уроки», а помочь, заинтересовать, сделать уроки удовольствием.
- Всегда хвалите ребенка за успехи и за знания, но не за оценки. Он с детства должен понимать, что это важнее.
- И главное дайте понять ребенку, что вы будете его любить всегда, и на это не повлияют никакие оценки, что ему не нужно прилагать сверх усилия только для того, чтобы добиться вашего расположения.