Формирование у здоровых сверстников
адекватных установок в отношении детей с ТМНР
ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ – ЗДОРОВЫЙ СВЕРСТНИК |
Формы работы |
Содержание работы |
Беседы, игры |
- направленные на осознание, что ребенок с ТМНР отличается и внешне, и внутренне: он не понимает, почему он другой; он растет и развивается в силу своих возможностей; он ждет от взрослых и детей помощи научиться играть, общаться |
|
Демонстрация |
- направленная на показ здоровым сверстникам сильных сторон и положительных качеств личности ребенка с ТМНР (физическая сила, трудолюбие, старательность, дружелюбие и т.д.) |
|
Стимулирование |
направлено на оказание помощи детям с ТМНР со стороны здоровых сверстников: - поддержание порядка на рабочем месте; - выполнение общественного поручения. |
|
Формирование |
толерантного отношения и навыков общения с детьми с ТМНР, развитие чувства эмпатии с помощью: - совместных игр; - прочтение литературы; - тренингов; - просмотра кинофильмов; - демонстрация достижений взрослых людей с особенностями развития (актеры, художники, спортсмены и др.) |
Ожидаемый результат:
· Формирование толерантного поведения, эмпатии и гуманности.
· Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
· Здоровые сверстники учатся воспринимать детей с ТМНР как равных членов общества.
Формирование у детей с ТМНР
навыков взаимодействия со здоровыми сверстниками
ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ – РЕБЕНОК С ТМНР |
Формы работы |
Содержание работы |
Беседы, игры |
- направленные на формирование у ребенка с ТМНР привычки быть опрятным и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом (так как аккуратный внешний вид особого ребенка, его чистота и опрятность вызывает симпатию у здоровых сверстников, желание с ним взаимодействовать) |
|
Формирование |
знаний и умений об общих правилах поведения, правилах поведения в школе и общения со сверстниками |
|
Стимулирование |
Создание ситуаций успеха у детей с ТМНР, способствующих: - общению со сверстниками; - проявлению самостоятельности; - выполнению общественно полезных дел (необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка) |
|
Демонстрация |
достижений взрослых людей с особенностями развития профессиональной, общественной, самостоятельной жизни (примеры из жизни) |
|
Включение |
детей с ТМНР совместно со здоровыми сверстниками в мероприятия (кружки, театрализованные постановки, творческие занятия, танцы, спортивные мероприятия и др.) |
Ожидаемый результат:
· повышение опыта общения; формирование навыков коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях;
· повышение адаптационных возможностей детей.
ПАМЯТКА
для здоровых сверстников
по взаимодействию с детьми с ТМНР
1. Необходимо понимать, что ребенок с ТМНР отличается от нас и внешне, и внутренне.
2. Ребенок с ТМНР не понимает, почему он другой.
3. Ребенок с ТМНР растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
4. Ребенок с ТМНР ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
5. Нужно научиться выслушать ребенка с ТМНР и постараться ему помочь.
6. Разговаривая с ребенком с ТМНР, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу.
7. Обращайтесь к такому ребенку по имени.
8. Рукопожатие при знакомстве или встрече с ребенком с ТМНР будет вполне естественным – даже если он испытывает сложности с рукой, он сможет пожать руку в ответ.
9. Предлагая свою помощь, ждите, пока ее примут, и только потом обязательно уточните, как именно помочь.
10. Уважайте личное пространство. Кресло-коляска – часть личного неприкосновенного пространства человека. Опираться или повиснуть на чьей-либо инвалидной коляске равносильно тому, чтобы проделать то же самое с ее обладателем.
11. Не проявляйте покровительство к ребенку с ТМНР в инвалидной коляске – не кладите ему руку на голову или на плечо, не называйте уменьшительными именами.
12. Беседуя с ребенком с ТМНР, который пользуется инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, - вам обоим будет проще разговаривать.
13. Разговаривая с ребенком с ТМНР, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно и терпеливо. Ждите, когда он сам закончит фразу, не поправляйте его и не договаривайте за него. При необходимости задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же ответов, кивка или жеста.
14. Ведите себя естественно. Не смущайтесь, если допустили оплошность, случайно сказали «Увидимся», «Услышимся» или «Пойдем» тому, кому говорить этого не стоило, по той причине, что он не сможет этого сделать.
15. Чтобы привлечь внимание ребенка с ТМНР, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Четко проговаривайте слова и смотрите ему в глаза.
ПАМЯТКА
для детей с ТМНР
по взаимодействию со здоровыми сверстниками и педагогами
(разработана с использованием дидактических материалов сайта Ассоциации комплексной коррекционной помощи corhelp.ru)
1. Необходимо ухаживать за собой, быть опрятным. (Приложение 1)
2. Соблюдай правила поведения в школе. (Приложение 2)
3. По возможности помогай учителю. (Приложение 3)
4. Соблюдай общие правила поведения (Приложение 4, 4.1):
- не нужно злиться (Приложение 5, 5.1, 6);
- старайся быть спокойным (Приложение 7, 8)
5. Будь вежлив с друзьями (Приложение 9, 10):
- твое поведение влияет на других людей (Приложение 11);
- соблюдай личное пространство (Приложение 12);
- поддерживай беседу (Приложение 13);
- не расстраивайся, если тебе не ответили на вопрос, попробуй еще раз (Приложение 14);
- не стесняйся первым попросить поиграть вместе (Приложение 15);
- не расстраивайся, если друг взял у тебя игрушку (Приложение 16);
- не выпрашивай у друга лакомства (Приложение 17);
- не бери без спроса чужие вещи (Приложение 18).