ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания, обучения, адаптации и последующей интеграции в общество детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Данная категория детей более всего испытывает трудности в общении, поскольку подвержена негативному влиянию со стороны окружающих за счет повышенной внушаемости и подчиненности. Эмоциональное взаимодействие со средой скудно и однообразно, они часто чувствуют себя изгоями общества.
Эмоциональное оздоровление, разрешение внутреннего конфликта происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятым.
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития является более сохраненной по сравнению с их познавательной деятельностью.
Эти дети располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность.
Наиболее распространенной является коррекция посредством творческого выражения личности, не только снимающая посттравматический синдром, но и способствующая раскрепощению, духовному становлению личности, более активному включению в социальные связи, так как является языком невербальной коммуникации.
Исходя из современной концепции о гуманизации образовательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования комплекса искусства в качестве основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:
1. Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.
2. Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.
3. Личностный рост осуществляется через самопознание.
4. Переживание и эмоции являются источником энергии.
Классифицировать данную программу можно следующим образом:
- по целевому назначению – реабилитационная;
· по содержанию и видам деятельности – профильная;
· по степени авторства – творческая;
· по срокам долгосрочности – долгосрочная;
· по особенностям развития детей – индивидуальная.
Программа объединения рассчитана на освоение навыков рукоделия.
Программа создана на основе типовой программы; модифицирована и адаптирована в условиях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: воспитание, обучение адаптации и последующей интеграции в общество детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития; создание надлежащих условий для выявления потенциальных возможностей и интересов ребенка с ограниченными возможностями.
Основные задачи:
- развивать мелкую моторику;
- игры с мозаикой, рисунки по точкам;
- научить работать с бумагой, карандашами, бусинами, бисером;
- развивать внимания и усидчивость, ориентировку в пространстве;
- научить находить недостающие детали изображения;
- развивать кратковременную память (разложить картинки (предметы), закрыть и попросить ребенка повторить ряд);
- развивать целостность восприятия, осмысления предмета;
- научить различать контурные изображения животных, предметов – угадай, что это и раскрась;
- развивать логическое мышление;
- научить работать с соломкой, простейшие детали;
- развивать творческий потенциал, умение собирать из частей целое;
- создать условия для воспитания художественного вкуса и развития способностей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на творческий подход и индивидуальные возможности ребенка. В объединении занятия с детьми с особенностями психофизического развития проходят индивидуально и по группам – 2-3 человека. Занятия проводятся на базе ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и Центра творчества (или на дому).Два раза в неделю, по два часа (144 часа в год).
Для работы объединения требуется помещение с хорошим дневным освещением. Стены помещения рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно воздействует на зрительный аппарат, способствует общей освещенности помещения. Оформлять кабинет надо продуманно, учитывая цветовое сочетание отдельных элементов. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса воспитанников. Температурный режим – 18 – 20 градусов тепла, необходимо периодически проветривать помещение. Рабочие места должны быть организованы так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга. Ведется наблюдение за осанкой каждого ребенка. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35 – 40 см.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название тем, разделов |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие. Материалы и приспособления. Инструктаж по правилам безопасности |
2 |
2 |
|
2. |
Игры с мозаикой |
6 |
1 |
5 |
3. |
Рисунки по точкам |
4 |
1 |
3 |
4. |
Работа с бумагой. Изготовление базовых форм «двойной квадрат», «двойной треугольник». Обучение детей работе по схеме с изображением последовательности. Самостоятельная работа по схематическому изображению поделки. Аппликация |
30 |
2 |
28 |
5. |
Плетение бисером (бусинами). Бисерная азбука. Виды плетений. Цветы из бисера. Плоские и объемные фигурки животных |
48 |
4 |
44 |
6. |
Плетение соломкой. Нарезка. Чистка. Замачивание. Плетение – «паук», «новогодние бусы», «колокольчик». Каркас фигуры |
52 |
4 |
48 |
7. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
Итого: |
144 |
16 |
128 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2 ч.). Задачи и план работы кружка. Правила безопасности при работе в кружке. Знакомство с детьми. Знакомство с материалами и приспособлениями.
Тема 1. Игры с мозаикой (6 ч.)
1. Выяснение знания ребенка о цветовой гамме, геометрических фигурах;
2. Обучение складыванию из геометрических фигур картинку, соблюдая цвета.
Практическая работа. Складывание мозаики из геометрических фигур.
Тема 2. Рисунки по точкам (4 ч.)
Понятие о цветовом спектре, симметрии, ритме, демонстрация геометрических фигур и растительных элементов в рисунке и на таблицах.
Практическая работа. Рисование по точкам, используя повторение и чередование различных элементов.
Тема 3. Работа с бумагой (30 ч.)
Вырезание квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов, овалов. Аппликация из геометрических фигур.
Практическая работа. Вырезание и составление узора из геометрических фигур. Наклеивание орнамента на закладки.
Тема 4. Открытка
Виды открыток, их применение.
Практическая работа. Вырезание из цветной бумаги по лекалам. Цветы, животные. Наклеивание и составление рисунка.
Тема 5. Элементы квиллинга
Знакомство с инструментом и образцами.
Практическая работа. Нарезка полосок для работы. Закручивание на зубочистку полосок бумаги. Формирование деталей. Составление рисунка. Наклеивание и оформление работ.
Тема 6. Изготовление поделок из базовой формы «двойной квадрат» («двойной треугольник»)
Знакомство с образцами готовой игрушки. Анализ схемы и выполнение одной операции.
Практическая работа. Складывание игрушек. Оказание индивидуальной помощи на начальным этапе и в дальнейшем – по требованию.
Тема 7. Изготовление деревьев из кусочков рваной бумаги различной величины
Обучение детей пользованию выкройками при создании аппликации по образцу. Художественное воспитание. Беседа «Что такое пейзаж», рассматривание картин с изображением деревьев.
Практическая работа. Подготовка бумаги различной формы и величины (рвём на кусочки). Составление рисунка. Наклеивание.
Тема 8. Бисерная азбука (6 ч.)
Материалы и инструменты. Знакомство с видами плетений. Петельное, круговое плетение.
Практическая работа. Плетение бисером (крупный бисер), бусинами, знакомство с образцами.
Тема 9. Цветы из бисера (20 ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: петельное, параллельное, низание дугами, «скрутка». Комбинирование приемов. Техника выполнение серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Наращивание пролоки. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа.
1. Выполнение отдельных элементов цветов;
2. Сборка цветов;
3. Составление букетов;
4. Обкручивание стебля бисерной лентой;
5. Использование цветов для оформления интерьера (ромашка, подсолнух, василек, фиалка, цветик-семицветик).
Тема 10. Плоские и объемные фигурки животных (22 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе отдельных приемов. Изготовление плоских фигурок: стрекоза, бабочка, рыбка.
Объёмные фигурки: змейка, дельфин, мышонок.
Тема 11. Вводное занятие. Введение в ремесло (2 ч.)
Соломка – основной материал для занятий, её характеристика и особенности работы с ней. История развития традиций к декоративно-прикладному искусству. Роль и место изделий из соломы.
Тема 12. Практическая работа. Сроки сбора соломки. Просушка. Подготовка материала для работы: нарезка, чистка, сортировка соломки. Пластические качества соломы. Замачивание соломки. Сохранение соломки в процессе работы.
Тема13. Виды плетений
Практическая работа. Плетенка «колосок»; плетение «бусин»; витая плетенка из 4,5 соломин; приемы «наращивание» соломы в процессе плетения.
Тема14. Соломенный «паук»
Знакомство с соломенным «пауком», его «магическая» сила.
Практическая работа. Нарезка соломки нужной длины. Сборка квадратиков.
Соединение квадратиков в трехгранного «паука». Украшение «паука» ромбами, бусинами, звездочками.
Тема15. Плетение «колокольчика»
Практическая работа. Плетение по спирали. Наращивание соломин. Расширение (суживание) плетения. Плетение «бусины». Оформление работы.
Тема16. Каркас фигуры
Теоретическая часть. Соломенная кукла из двух пучков соломы. Простой каркас фигуры (женской, мужской).
Практическая часть. Технология изготовления пучков из соломы, технология изготовления самой куклы. Выполнение плетешков из бумажных разноцветных полосок.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым схемам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми.
Различные методы и дидактические приемы обучения используются в разных сочетаниях – в зависимости от поставленных целей и задач.
Основные задачи процесса обучения в объединении – адаптация и последующая интеграция в общество детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития; создать надлежащие условия для выявления потенциальных возможностей и интересов ребенка с ограниченными возможностями. Эти задачи успешно решаются лишь при условии, если дети заинтересованы, увлечены работой. Это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий, где основное место отводится практическим занятиям.
Большая роль отводится овладению учащимися ремесла (работа с бумагой, бисероплетение, соломоплетение), развитию у них художественного вкуса, интереса к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились ценить труд, вносить в работу возможные разнообразия.
На занятиях обычно используются различные методы обучения (словесные, креативные, наглядные, практические и т.д.), сочетание их.
Словесные методы – это рассказ, диалог, беседа, объяснение и обсуждение хода работы.
Креативные – элементы юмора и игры.
Наглядные – демонстрация на занятиях схем, таблиц, образов и образцов узора изделий декоративно-прикладного искусства. Наблюдение.
Практические – индивидуальная работа детей, совместная деятельность взрослого и ученика, различные упражнения, все виды практических работ и «секретов» успеха.
Методы и приемы, помогающие ребятам в усвоении материала, зависят от психологических и возрастных особенностей каждого ребенка в отдельности. Поэтому педагог должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения и уделять внимание индивидуальной работе с каждым учеником.
В ходе работы объединения используется в основном индивидуальный принцип усвоения материала, понятные и доступные формы работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития.
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Дети за время работы в объединении становятся коммуникабельными и любознательными. С удовольствием общаются друг с другом, готовы прийти на выручку менее опытному товарищу.
Процесс обучения должен быть ярким, запоминающимся, с большим количеством примеров, игровыми элементами. Это создаёт положительную атмосферу и помогает заинтересовать ребят увлечь в мир прекрасного. Диагностика личности членов объединения осуществляется через беседы с учителями, со специалистами, родителями. Ведется наблюдение, анкетирование.
Итоговые занятия по окончании курса обучения в объединении проводятся в форме выставки работ учащихся.
Предполагаемый результат
По окончании обучения в кружке учащиеся должны:
- иметь представление о видах декоративно-прикладного искусства;
- уметь складывать мозаику и создавать рисунок по точкам;
- уметь работать с бумагой, карандашами;
- знать «бисерную азбуку», виды плетений;
- уметь применять виды плетений в работах;
- уметь находить недостающие детали изображения;
- знать цветовую гамму;
- уметь составлять из отдельных элементов целостный ряд;
- уметь различать контурные изображения животных, предметов – угадай, что это и раскрась;
- уметь работать с соломкой, простейшие детали.
Список литературы (для педагога, для учащихся)
1. Никонова, Е. А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России. - М. : СПб. : «Паритет», 2005.
2. Петрова, И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб. : «Детство – пресс», 2008.
3. Грушина, Л. В. Что имеем, то храним. Мастерилка. - Москва : «Карапуз», 1999.
4. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин ОБрайн, КейтНидхем, ФионаУотт. // Москва : ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002.
5. Корнева, Г. М. Поделки из бумаги. Изд. дом «Кристалл» - 2002.
6. Игрушка из бумаги (оригами). Дидактическое пособие для развития моторики и мышления. / «Умка», СПб., 2004.
7. Виноградова, Е.. Бисер для детей : Игрушки и украшения. - М. : Изд-во «Эксмо», СПб, 2003.
8. Стольная, Е. А.. Цветы и деревья из бисера. - М. : «Мартин», 2006.
9. Котова, И. Н., Котова, А. С.. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс : Учебное пособие. - М. : СПб., «МиМ», 1998.
10. Божко, Л. А. Бисер. Уроки мастерства. - М., 2002.
11. Артамонова, Е. В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М. :Эксмо, 2005. – 64 с.
12. Браиловская, Л. В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 217 с.
13. Лобачевская, О. А. Плетение из соломки. Культура и традиции. 2000.
14. Панфилова, Т. Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная пресса», 20014.